Авиационно-космическая система «Спираль» — система, состоящая из
орбитального самолёта, который должен был выводиться в космос гиперзвуковым самолётом-разгонщиком,
а затем ракетной ступенью на орбиту.
Проект «Спираль» был ответом на программу создания США космического
перехватчика-разведчика-бомбардировщика X-20 «Dyna Soar».
И в США, и в СССР эти программы были свёрнуты на разных стадиях разработки.
Руководителем проекта «Спираль» был Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский.
Летом 1966 года в конструкторском бюро ОКБ-155 А. И. Микояна,
в котором работал Лозино-Лозинский, начались разработки орбитального самолёта.
Мощный воздушный корабль-разгонщик (вес 52 т, длина
38 м
, размах
16,5 м
) должен был
разгоняться до шестикратной скорости звука (М=6), затем с его «спины» на высоте
28—30 км должен был стартовать 10-тонный пилотируемый орбитальный самолёт
длиной
8 м
и размахом 7,4 м.
«Самолёт-разгонщик до 6 махов предполагалось возможным использовать и как
пассажирский самолёт, что, безусловно, было рационально: его высокие скоростные
характеристики позволили бы поднять скорости гражданской авиации».
Самолёт-разгонщик был первым проектом гиперзвукового летательного аппарата с
воздушно-реактивными двигателями. На 40-м конгрессе Международной авиационной
федерации (FAI), проходившей в 1989 году в Малаге (Испания) представители
американского Национального управления по аэронавтике и исследованию
космического пространства (NASA) дали самолёту-разгонщику высокую оценку,
отметив, что он «проектировался в соответствии с современными требованиями».
Орбитальный самолёт представлял собой летательный аппарат со стреловидными
крыльями, имеющими отклоняющиеся вверх консоли для изменения поперечного угла
атаки. При спуске с орбиты самолёт самобалансировался на разных участках
траектории. Фюзеляж был выполнен по схеме несущего корпуса с сильно затупленной
оперённой треугольной формой в плане, из-за чего получил прозвище «Лапоть».
Теплозащита была выполнена с применением плакированных пластин, то есть
покрытого методом горячей прокатки поверхности материала слоем металла. В
данном случае был ниобиевый сплав с покрытием на основе дисилицида молибдена.
Температура поверхности носовой части фюзеляжа на разных стадиях спуска с
орбиты могла достигать
1600 °C
.
Двигательная установка состояла из жидкостного ракетного двигателя (ЖРД)
орбитального маневрирования, двух аварийных тормозных ЖРД с вытеснительной
системой подачи компонентов топлива на сжатом гелии, блока ориентации,
состоящего из 6 двигателей грубой ориентации и 10 двигателей точной ориентации;
турбореактивный двигатель для полёта на дозвуковых скоростях и посадке,
работающий на керосине.
На дозвуковом аналоге орбитального самолёта (МиГ-105.11) проводили испытания
лётчики Пётр Остапенко, Игорь Волк, Валерий Меницкий, Александр Федотов. На
МиГ-105.11 стартовал из-под фюзеляжа тяжёлого бомбардировщика Ту-95К Авиард
Фастовец, окончательный этап испытаний аналога проводил Василий Урядов.
Для спасения пилота в случае аварии орбитального самолёта предусматривалась
отделяемая кабина в виде капсулы с собственными пороховыми двигателями для
отстрела от самолёта на всех этапах его движения от старта до посадки, а также
с управляющими двигателями для входа в плотные слои атмосферы.
Были разработаны проекты орбитальных самолётов:
фото- и радиоразведчик
для поражения авианосцев,
имеющие ракеты с ядерной боевой частью и системой наведения со спутника;
перехватчики космических
целей в двух вариантах. Первый вариант для фотографирования и передачи
фотографий по каналам связи, второй — для поражения цели.
Для подготовки пилотов орбитального самолёта в 1966 году в Центре подготовки
космонавтов была сформирована группа, в которую вошли члены отряда космонавтов,
имевшие достаточную лётную подготовку. Первоначальный состав группы:
А. П. Куклин
В. Г. Лазарев
А. В. Филипченко
После реорганизации в 1969 Центра подготовки космонавтов был создан 4-й
отдел 1-го управления ЦПК, начальником которого был назначен
Г. С. Титов. В отдел были набраны молодые лётчики, проходившие
космическую подготовку:
А. Н. Березовой (1972—1974)
А. И. Дедков
(1972—1974)
В. А. Джанибеков
(июль — декабрь 1972)
В. С. Козельский
(август 1969 — октябрь 1971)
В. А. Ляхов
(1969—1973)
Ю. В. Малышев
(1969—1973)
А. Я. Петрушенко
(1970—1973)
Ю. В. Романенко
(1972)
7 Января 1971 года в связи с уходом Г. С. Титова из отряда
космонавтов начальником отдела был назначен А. В. Филипченко, а 11
апреля 1973 — инструктор-космонавт-испытатель Л. В. Воробьев. В
1973 отдел был расформирован в связи с прекращением работ по проекту.
В ходе разработок был создан сначала проект 50-11 «Спираль»
самолёта-аналога, затем «ЭПОС» (Экспериментальный пилотируемый орбитальный
самолёт) Миг-105.11, для демонстрации реализуемости проекта, однако министр
обороны А. А. Гречко не дал разрешения на запуск почти готового
корабля в космос, начертав по разным источникам резолюцию «Фантазиями мы
заниматься не будем» или «Это — фантастика. Нужно заниматься реальным
делом».
За 15 лет до американской программы шаттла в рамках проекта «Спираль» велись
разработки жаростойких теплозащитных материалов «типа пенокерамика», что
отражено в документе 1966 года. Это произошло за 16 лет до первого
испытания советских кварцевых плиток на БОРе-4, до полёта «Бурана» оставалось
ещё 22 года.
Космический аппарат БОР-4 (в рамках проекта «Буран») представлял собой
беспилотный экспериментальный аппарат, являющийся уменьшенной копией
орбитального самолёта «Спираль» в масштабе 1:2. БОР-4 был моделью-аналогом
боевого орбитального самолёта «Спираль», на котором отрабатывалась теплозащита
для «Бурана». Технические решения, полученные в ходе разработок жидкостных
ракетных двигателей специалистами ОКБ Завода Климова, также были использованы
при строительстве «Бурана».
«На базе БОРа-4 разрабатывались маневрирующие боевые блоки космического
базирования, основной задачей которых была бомбардировка Америки из космоса с
минимальным подлётным временем до целей (5…7 минут)». Лукашевич В. П.,
финансовый директор ОАО «Международный консорциум Многоцелевые авиационно-космические
системы».
Работы по созданию, прерванные в 1969 году, были возобновлены в 1974 году.
В 1976—1978 годах было проведено 8 испытательных полётов, во время которых
аппарат ни разу не летал в космос. Работы над «Спиралью» были окончательно
прерваны после начала разработки более современного и казавшегося более
перспективным проекта «Энергия-Буран». Основные специалисты, ранее работавшие
по проекту «Спираль», были переведены из ОКБ А. И. Микояна и ОКБ
«Радуга» приказом министра авиационной промышленности в НПО «Молния». В данное
время аналог боевого орбитального самолёта можно видеть в Центральном музее
Военно-воздушных сил РФ в Монино.