Пройдут десятки лет, прежде чем человек отважится - если вообще ему это удастся - отправиться в сторону других
планет. Автоматические же станции уже достигают пределов
Солнечной системы, и мы наконец начинаем узнавать
кое-что о доселе практически незнакомых планетах -
достаточно вспомнить пример Венеры. Максимальное расстояние, достигнутое зондом (несколько миллиардов
километров), приблизительно в 10000 раз превышает
расстояние до Луны (400000 км), куда смог добраться сам
человек.
Когда будет закончено исследование Солнечной
системы, первой на очереди окажется ближайшая к нам
звезда, Альфа Центавра, удаленная на 4,3 светового года,
что несколько больше чем 40000 млрд. км. Любопытно, что
это расстояние в свою очередь в 10000 раз превышает
радиус Солнечной системы. Сухие цифры на бумаге не могут
создать представление об ужасающих размерах пустоты,
отделяющей нас от Альфы. Самолет мог бы преодолеть такое
расстояние за 4 млн. лет, а космическому кораблю с
двигателем на химическом топливе потребовалось бы не
менее 40000 лет. При этом надо учесть, что необходимое
для путешествия количество горючего намного превосходит
возможности современной мировой экономики.
Что же делать? Несмотря на почти безнадежный характер
предприятия, уже рассмотрены различные, варианты
межзвездных путешествий, причем все они основаны на
разумных предположениях о будущих возможностях науки и
техники. Имеет смысл проанализировать некоторые из этих
проектов, чтобы составить представление об их
грандиозности.
Первый серьезный проект, в настоящее время отвергнутый,
имел кодовое название "Орион". На первом этапе
предполагалось создание космического корабля на ядерном
топливе для полетов внутри Солнечной системы (дадим ему
название "Орион-1"). Он выглядел бы как большой
небоскреб, покоящийся на прочной плите. Под плитой
намечалось взорвать некоторое количество маленьких
атомных бомб (кажется, около двухсот); при этом ударная
волна от взрыва должна была вывести всю конструкцию на
орбиту, оставив за собой огромное радиоактивное облако.
Расчеты позволяли надеяться на возможность запуска свыше
100000 тонн полезного веса при затратах, значительно
меньших стоимости самого космического корабля.
После завоевания Солнечной системы с помощью
транспортных кораблей такого типа предполагалось собрать "Орион-2" прямо в межпланетном пространстве, используя
тот же принцип, что и раньше, но уже с королевским
размахом.
Вместо обычных атомных предполагалось
использовать сотни тысяч водородных бомб, для того чтобы
подтолкнуть корабль в сторону Альфы со скоростью в одну
сотую скорости света (3000 км/с); даже в таком случае
путешествие должно занять по крайней мере 400...500 лет.
Из тех, кто отправился бы в путь с Земли, никто бы не
долетел живым до Альфы; таким образом, речь шла об
участии многих поколений в установлении "моста" между
звездами. Можно, однако, с уверенностью утверждать, что
осуществление проекта "Орион-1" вызвало бы ожесточенное
и, пожалуй, оправданное, сопротивление не только
экологов.
Другие варианты запуска космического корабля
Вместо закатившегося "Ориона" возникли новые проекты.
В
одном из них предлагается создать корабль в виде
сферического бака, содержащего огромное количество
замороженного дейтерия (тяжелого водорода), причем
дейтерий должен быть извлечен, как с изрядной долей
оптимизма считают авторы проекта, из атмосферы Юпитера
Внутри большого термоядерного реактора дейтерий будет
превращаться в гелий, за счет чего корабль получит
нужный импульс. Хотя скорость перемещения этого корабля
должна быть выше, чем скорость "Ориона-2", в намечаемом
путешествии придется принять участие также не одному
поколению астронавтов. Проблема, однако, в том, что
никто еще не сумел построить такой реактор; и хотя
многие считают, что успех в этом деле придет через
десяток лет, все равно все мероприятие кажется
безнадежным.
Рожденные исключительно богатым воображением следующие
идеи, возможно, как раз и приведут к созданию
космического корабля будущего. Все межзвездное
пространство заполнено водородом, и поэтому кое-кто
высказывает мнение, что именно этот водород стоит
использовать в качестве горючего, вместо того чтобы
брать его с собой из дому. Следовательно, если бы
удалось сообщить кораблю достаточно высокую начальную
скорость, то, находясь в пути, он мог бы собирать
необходимое количество газа для непрерывного пополнения
запасов горючего и достигнуть, таким образом, скорости,
близкой к скорости света.
Путешествие могло бы быть
выполнено всего одним поколением астронавтов. Разворот
корабля был бы осуществлен с помощью галактического
магнитного поля, как остроумно предлагается в одном из
недавних проектов. Другая идея, которую стоило бы
объединить с предыдущей, предусматривает создание на
астероидах мощнейших лазеров, которые должны превращать
солнечную энергию в сверхинтенсивные узко направленные
лучи света. Свет "дул" бы в громадный, диаметром в сотни
километров, "парус" корабля, сделанный из тончайшего
алюминированного майлара (лавсана).
Давление излучения
обеспечило бы необходимый импульс при отправлении в
сторону необъятного межзвездного пространства. В этом
случае мы также имеем дело с разумным подходом к
возможностям современной развивающейся технологии, и
речь вовсе не идет о реализации проекта в обозримом
будущем.